На сегодняшний день в число главных угроз человечества входят проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды. Все чаще с высоких трибун слышны призывы о сокращении пагубного воздействия на экологию. Правительства ведущих стран под давлением широкой общественности принимают законы, призванные уменьшить вредные выбросы, а также вводят специальные налоговые платежи для корпораций – наиболее злостных загрязнителей природы. Несмотря на кажущуюся пользу, эти действия имеют двоякую сторону, поскольку дополнительное бремя, которое ложится на плечи корпораций, в итоге будет отрицательно влиять на мировую экономику.

Складывающаяся ситуация, вынуждает крупный бизнес идти на опережение. Компании, осознавая неизбежность роста тарифов на так называемый «углеродный след», вводят внутренние тарифы на выбросы углекислого газа. Суть данного подхода заключается в том, что каждая компания устанавливает свою цену на выбросы СО2, основываясь на текущих тарифах, установленных государством.

По состоянию на 2017 год методом внутренней тарификации на загрязнение использовали более 1400 компаний. По мнению экспертов это позволило эффективнее управлять рисками и инвестиционными потоками.

В качестве примера следует привести тарифы на выбросы в разных странах. Так, в Европе в 2017-2018 годах «стоимость выбросов» повысилась с 5  до 20 евро за тонну углекислого газа, а в некоторых регионах Швеции платежи за выброс СО2 доходят до отметки 90 евро за тонну. Как мы видим, цифры значительно разнятся. Именно поэтому компании, чтобы защитить себя от неопределенности и поднять свою конкурентоспособность в условиях новой, «экологически чистой» экономики, устанавливают свои внутренние тарифы.

В чем суть внутренних тарифов на выбросы?

Источник: Getty Images

В последующие годы ведущие страны мира планируют значительно ужесточить нормы на выбросы углекислого газа и увеличить тарифы для корпораций. Решение данной проблемы заключается в том, что компании должны дать точное денежное выражение вредным выбросам, чтобы защитить себя от регуляторных рисков и сформировать четкую стратегию развития.

Введение внутренних тарифов на выбросы обосновано тремя целями:

1. Обоснование капиталовложений;

2. Оценка финансовых и нормативных рисков, связанных с экологическими платежами;

3. Определение дальнейшей стратегии в условиях растущих тарифов на загрязнение.

Измерение «углеродного следа» компаний

Отсюда возникает следующий вопрос, как компании будут измерять количество выбросов. В некоторых странах уже созданы специальные органы, оценивающие загрязнение окружающей среды субъектами бизнеса. Так, энергоемкие производства в США обязаны сдавать отчет Агентству по охране окружающей среды. Однако в других отраслях экономики подобная система отчетности отсутствует. Как считать количество выбросов в этом случае?

Экономисты рекомендуют начать подсчет с источников прямых выбросов углекислого газа. В частности, это котельные и автомобильная техника, принадлежащие компаниям. К выбросам второй очереди следует отнести расходы на электроэнергию, отопление и охлаждение помещений, принадлежащих одной компании. Наиболее прогрессивные компании считают также и косвенные выбросы, которые связаны с поставками компании.

Бывают случаи, когда косвенные выбросы значительно превышают прямые. Такая ситуация была с страховочной компанией «Swiss Re», у которой из-за частых перелетов сотрудников, косвенное загрязнение превышало прямое почти в 15 раз. Чтобы уменьшить эту цифру, компания сократила все ненужные авиаперелеты. Вместе с тем действия, предпринятые «Swiss Re», носят лишь разовый, одномоментный характер. Подобные шаги позволяют лишь на время сократить количество выбросов, но не решают проблему с тарифами на углеродный след.

Расчет внутренних тарифов

Некоторые компании при расчете внутренних тарифов на выбросы просто приравнивают их к текущим ставкам в своем регионе. Так, компания «Google Alphabet» в своем отчете о выбросах углекислого газа за 2016 год установила внутренний тариф на уровне $14, что соответствовало тогдашним тарифам, действовавшим в Калифорнии.

Для решений на долгосрочную перспективу компании вводят повышенный внутренний тариф, который является своеобразным отражением будущего. Нефтяная компания «ExxonMobile», осознавая тот факт, что «углеродные платежи» являются ее наиболее уязвимым местом, установила внутренний тариф в размере $80 за одну тонну углекислого газа.

Некоторые компании вводят дифференцированные тарифы. Так, Microsoft в 2012 году открыла специальный фонд, куда перечисляет платежи за выбросы 1, 2 и 3 категории от 5 до 10 $ за тонну. Все собранные средства направляются на финансирование энергосберегающих технологий и проектов зеленой экономики.

Следует также отметить, что высокие внутренние тарифы целесообразно вводить лишь в том случае, если компания намерена вознаграждать топ-менеджмент за переход на рельсы «зеленой экономики».

Государственное регулирование тарифов на выбросы

Источник: Getty Images

В настоящее время существует два способа взимания платы за загрязнение окружающей среды:

1. Налог на выбросы, или «углеродный налог». Данный способ является наиболее легким, поскольку государство вводит налог на каждую тонну выбросов. Проблема возникает в том случае, когда сложно подсчитать, сколько выхлопных газов выделяют все автомобили, находящиеся на балансе компаний. В таких случаях компании обычно платят налог на количество истраченного топлива (газа, нефти, угля).

2. Система квот. Главной целью введения квот является ограничение суммарного объема загрязнений. Суть квотирования заключается в том, что государств подсчитывает общий объем выбросов и делит квоты между компаниями. Зачастую данные квоты продаются на аукционах или предоставляются компаниям на безвозмездной основе. По итогам определенного периода компании обязаны отчитываться перед государством за использованные квоты. В случае превышения норм компании вынуждены платить определенные суммы в бюджет.

Ситуация с выбросами в Узбекистане

В нашей стране пока еще не уделяют должного внимания на проблемы вредных выбросов и загрязнения природы. Однако ситуация с загрязнениями близиться к устрашающей. По результатам Мирового рейтинга по индексу качества воздуха (AQI) город Ташкент занимает 28 место среди 95 стран по загрязнению воздуха и имеет 95 баллов загрязнения для сравнения Берлин, Сидней и Токио имеют 6 баллов, а Красноярк – 207.

Источник: AirVisual. Данные на 25.03.2020

Однако стоит отметить что AirVisual публикует информацию об индексе загрязнения атмосферного воздуха (англ. air quality index, AQI) в Ташкенте в онлайн-режиме с одной автоматической станции мониторинга загрязнения мелкодисперсными частицами РМ2.5, установленной в посольстве США. Индекс загрязнения воздуха на сайте меняется каждый час.

Показателен и тот факт, что за последние годы значительно увеличилась средняя температура воздуха по Узбекистану. Это также является косвенным подтверждением того, что в нашей стране пора урегулировать экологическую сферу. Одним из вариантов регулирования является тот самый углеродный налог.

Проект Института анализа окружающей срежы при Университете Рединга (Великобритания) "Show your stripes". Увеличение средней температуры Узбекистана за последние 117 лет.

Вместе с тем стоит отметить, что углеродный налог станет очередным неподъемным бременем для производителей и дышащей на ладан промышленности. А это значит, что компании просто перекинут налог на потребителей. Исходя из общего уровня грамотности населения, это подстегнет рост недовольства в адрес правительства и может привести к серьезным последствиям.

При этом проблема загрязнения окружающей среды в Узбекистане все более заметна. Чтобы обозначить важность загрязнения окружающей среди, необходима системная работа и эффективная информационная кампания, в рамках которой будет донесена чрезвычайная важность данной проблематики.