Результаты опроса управляющих директоров показал, что цифровизация является непростым шагом в вопросе ее имплементации. 70% всех начинающих проектов цифровой экономики не доводиться до конца. По некоторым оценкам, из 1,3 трлн долл., которые были потрачены на цифровую экономику в 2019 г. 900 млрд долл. ушли впустую. Так почему же некоторые проекты успешны, а другие нет?

Главной причиной тому является то, что задача большинства цифровых технологий заключается в возможности повышении эффективности компании и упростить работу с клиентом. Однако если люди или пользователи не до конца понимают главную функцию продукта, то они просто его не воспримут. Зачастую люди просто не хотят принимать что-то новое и выходить из «зоны комфорта».

Существует 5 ключевых подходов для полного понимания процесса цифровизации:

Во-первых, прежде чем внедрять что-то новое в свою работу, определите свою стратегию. Компании, переходящие на цифровые технологии в целях автоматизации имеющихся бизнес-процессов, в большинстве случаев ошибочно предполагают внедрение одного инструмента. Не существует единого инструмента, который обеспечит «скорость» и «инновации» как таковые. Лучшая комбинация инструментов — это разнообразие инструментов, переходящих из одной формы в другую, другими словами применять системный подход.

Во-вторых, использование инсайдерской информации. Организации, которые стремятся к преобразованиям, часто привлекают «армию» внешних консультантов, которые готовы применить универсальные решения и лучшие практики мира. Однако ключевым моментом в трансформации компаний является ее сильная информационная позиция и осведомленность о существующих технологиях своих конкурентов.

В-третьих, применение международного передового опыта. Если целью вашей цифровизации является повышение эффективности работы с клиентом, то это обязательно должно быть закреплено обратной связью. В данном контексте разумным решением является использования опросников для определения необходимости внедрения того или иного продукта.

Руководители компаний часто думают, что применение одного инструмента например мобильного приложения облегчит пользование клиенту. Тем не менее, практика показывает, что лучший способ повысить эффективность, это внедрение небольших изменений в уже имеющиеся бизнес-процессы и инструменты обслуживания, успех применяемой технологии часто в этом и заключается. А единственный способ узнать результат от ваших изменений — это получить отзыв от самого клиента.

В-четвертых, учитывать вероятность потери работы сотрудников после внедрения новых технологий. Когда работники понимают, что цифровизация может составить им конкуренцию, они могут сознательно или неосознанно противостоять грядущим изменениям. Если цифровое преобразование окажется неэффективным, руководство, в конечном итоге, откажется от него, и работа сотрудников будет сохранена. Для руководителей очень важно понимать эти вещи, процесс цифровой трансформации – это возможность работкам повысить свою квалификацию в условиях глобализации и современного рынка.

В американской телекоммуникационной компании «CenturyLink», отдел продаж рассматривал возможность внедрения искусственного интеллекта для повышения своей производительности. Тем не менее, в каком конкретном направлении его применять, вопрос для компании оставался открытым. В конечном итоге, компания направила работу искусственного интеллекта в отслеживании действий сотрудников на предмет их рабочего процесса. Данный подход со слов руководства компании сделал работу увлекательной и эффективной на 10%.

В-пятых, внедрение характер Силиконовой долины. Стартапы Силиконовой долины известны своим быстрым принятием решений и воплощением. Процесс цифрового преобразования по своей сути сложен: систему необходимо запустить, а затем корректировать; решения в этом вопросе должны применяться быстро и участники, испытывающие изменения, должны быть вовлечены в процесс апробации.  В ходе внедрения новых систем лучше иметь один главный орган, который будет своевременно реагировать на призывы клиентов или сотрудников и вести полную координацию. В противном случае вы столкнетесь с трудностями на этапе внесения изменений.

Поскольку цифровые технологии подвергаются гибкой настройке, необходимо ее всегда направлять на широкую доступность в плане пользования. Руководители должны понимать перечень важных вопросов, например: какие системы им необходимо внедрять, к каким поставщикам им нужно обращаться, кто выиграет от перехода на новый этап работы, должен ли переход осуществляться поэтапно или незамедлительно и т.п.

Кроме того, для некоторых цифровых технологий окупаемость происходит только после того, как значительная часть работы перешла на новую систему. Например, Система облачных вычислений, предназначенная для сбора информации о клиентах, она может генерировать аналитику только при агрегировании одних и тех же данных с разных стран мира. Часто выбор лучшего решения требует больших экспериментов.

Цифровизация работает только в том случае, когда руководители компаний фундаментально подходят к преобразованию, они сосредотачиваются на изменении мышления своих сотрудников и определяют для них новые приоритеты и задачи. Разумеется, в таком случае необходимо обратить внимание на понимание сотрудников того, что организацией все еще управляет человек, а не робот.