Исследования консалтинговой компании McKinsey показывают, что более 50% мировой рабочей силы рискуют потерять свои рабочие места из-за автоматизации, а по оценкам Всемирного экономического форума, к 2022 году 42% востребованных сегодня ключевых рабочих навыков существенно поменяются.

Чтобы оценить глобальную ситуацию в освоении навыков, крупнейшая в мире образовательная онлайн платформа Coursera опубликовала Глобальный индекса навыков (Global Skills Index). Coursera объединяет 40 млн учащихся по всему миру и предлагает более 3 тыс. курсов от ведущих университетов и компаний. Используя уникальные данные платформы о процессе обучения, «Глобальный индекс навыков» измеряет и оценивает навыки и компетенции 60 стран, на которые в совокупности приходится 80% мирового населения и 95% мирового ВВП.

Индекс вобрал в себя навыки ведения бизнеса, компетенции в области использования технологий и ключевые составляющие производительности. Правительствам и бизнесу требуется все больше специалистов в области технологий и обработки данных для внедрения инноваций и повышения эффективности, а также нужны управленцы, способные в эпоху перемен вести за собой организацию.

При составлении рейтинга каждая из 60 стран попадает в одну из четырех категорий: передовые страны (с 1 по 15 место), конкурентоспособные (16–30 место), развивающиеся (31–45 место) и отстающие (46–60 место). То же ранжирование применяется и для 10 основных отраслей экономики.

Результаты изысканий на глобальном уровне выглядят следующим образом.

  • Большая часть мирового населения живет в странах, которые отстают в степени развития важных навыков. Страны с развивающейся экономикой (и с меньшими инвестициями в образование) испытывают наибольший дефицит навыков. 90% этой части выборки попали в категорию «отстающих» или «развивающихся».
  • Безусловно, есть глобальные лидеры, и зачастую это страны с более высоким уровнем экономики, которые могут вкладывать больше средств в области непрерывного обучения и государственное образование. Более 80% мест в категории «передовых стран» заняли европейские страны, причем по всем показателям: в навыках по ведению бизнеса, применению технологий и данных. Во всех трех областях лидирующие позиции неизменно занимают Финляндия, Швейцария, Австрия, Швеция, Германия, Бельгия, Норвегия и Нидерланды.
  • И тем не менее некоторые страны, известные по всему миру как глобальные инновационные центры, удивляют посредственными показателями. Позиция США оказалась в середине рейтинга. США не стали лидером ни в одной из трех областей. Уровень компетенций внутри страны также оказался неравномерным: в то время как западные штаты опережают другие регионы в применении технологий и данных, Средний Запад США демонстрирует высокие результаты в навыках ведения бизнеса.

География важнейших навыков ведения бизнеса, применения технологий и данных

С учетом фактора ожидаемого роста населения глобальная картина становится еще более критической. Страны Африки и Азии с развивающейся рыночной экономикой в наибольшей степени рискуют потерять рабочие места и существующие модели роста экономики в связи с грядущими технологическими преобразованиями, к тому же, согласно данным «Глобального индекса навыков», эти страны располагают низкоквалифицированными специалистами.

Ожидается, что к 2050 году на эти континенты будет приходиться 80% мирового населения и наибольшая доля мировой рабочей силы (из-за старения в развитых странах Европы и США). Для подготовки к неизбежному будущему правительствам и компаниям в этих регионах необходимо будет сотрудничать в разработке программ переподготовки кадров.

В то время как многие развивающиеся страны в среднем не показывают хороших результатов, есть приятные исключения, как, например, превосходство Аргентины в области технологий. Аргентина разработала успешную модель, переориентировав университеты на преподавание практических технологических навыков, кроме того, развиваются партнерские программы с государственными органами для стимулирования предпринимательства.

В развитых странах наблюдается гораздо более высокие показатели квалификации в целом, что неудивительно, учитывая более обширные инвестиции как в государственное образование, так и в непрерывное обучение. Как регион, Европа в целом демонстрирует особенно хорошие результаты: многие европейские страны попали в категорию «передовых».

Но не каждая развитая экономика оказалась в категории «передовых». Несмотря на то, что США являются мировым лидером в области инноваций, страна попала в категорию «конкурентоспособные» в глобальном масштабе по каждому показателю, при этом выявлена значительная географическая неоднородность.

Отрасли с самыми сильными навыками в управлении бизнесом, применении технологий и науки о данных

Инженерно-технические компании и находятся в авангарде применения технологий, им не хватает сильных бизнес-навыков: технологическая отрасль заняла итоговое пятое место по бизнес-навыкам. Молодые технологические компании могут воспользоваться преимуществами первопроходца и венчурным финансированием, но в конечном итоге навыки ведения бизнеса станут основой, необходимой для построения прибыльных и устойчивых операционных моделей.

Какие отрасли экономики располагают лучшими и худшими компетенциями в управлении бизнесом, обработке данных и технологиях?

Финансовый сектор занял второе место по бизнес-навыкам и в области аналитики данных, а по компетенциям в технологиях оказался в середине рейтинга. Исторически отрасль отличалась стабильным успехом, но сегодня многим фирмам не хватает современной инфраструктуры, им еще только предстоит внедрение инноваций из области искусственного интеллекта. В период текущей цифровой трансформации финансовому сектору можно многому научиться у тех отраслей экономики, которые эффективно справились с подобными переменами в прошлом.

К таким положительным примерам можно отнести производство и телекоммуникации: обе отрасли занимают лидирующие позиции. Производственный сектор занимает первое место в сфере бизнеса и технологий и четвертое в области аналитики данных. Действительно, промышленность быстро эволюционировала в условиях меняющегося ландшафта – от размещения роботов на сборочных линиях до глобализации систем поставок. Телекоммуникации тем временем занимают третье место среди отраслей по каждому показателю. Операторы связи эффективно используют цифровые достижения, в том числе для того, чтобы их сети могли справляться с растущим спросом со стороны клиентов.

Грядет четвертая промышленная революция, предвещающая масштабные изменения на рынке труда. Если совместными усилиями не принять меры для развития навыков, экономические потрясения станут широко распространенным явлением и сильнее всего ударят по самым бедным и наименее образованным. Чтобы идти в ногу с фундаментальными рыночными сдвигами, потребуются скоординированные инвестиции в развитие компетенций не только отдельных сотрудников, но и компаний и правительств по всему миру.

Методология «Индекса навыков Coursera» (Coursera Skills Index)

Эмили Глассберг старший директор по аналитике данных в Coursera приводит несколько слов о методологии исследования. «Мы для начала определили для рассматриваемых навыков содержание дисциплин по их освоению и параметры их оценки, при этом использовались модели машинного обучения с применением данных о навыках, собранных для десятков миллионов учащихся и тысяч преподавателей на платформе Coursera. Далее мы оценили профиль навыков каждого студента на основе его успеваемости по всем проверочным работам, которые выполнялись на платформе Coursera, с поправкой на сложность этих тестов. Уровень квалификации страны или отрасли – это среднее значение профилей навыков учащихся из этой страны или отрасли с поправкой на коэффициент степени уверенности в каждом конкретном профиле навыков учащегося. При составлении рейтинга каждая из 60 стран попадает в одну из четырех категорий: передовые страны (с 1 по 15 место), конкурентоспособные (16–30 место), развивающиеся (31–45 место) и отстающие (46–60 место). То же ранжирование мы применили и для 10 основных отраслей экономики. Более высокое место в рейтинге в той или иной области определяется более высокими показателями обучающихся из соответствующей страны или отрасли по результатам оценки навыков с учетом уровня сложности. Для дополнительной информации о методологии можно узнать здесь.